История и особенности
Вид украинского народного костюма отражает менталитет страны. Свободолюбивые люди, которые не могли примириться с установленными правилами и хотели жить обособленно, выработали свой уникальный стиль. Конечно, создавать велосипед люди не стали. Они воспользовались знаниями и умениями тех, кто жил в Киевской Руси. Но в отличие от своих соседей, украинцы сделали костюм более свободным и ярким. А также украинский народный костюм, фото которого вы можете видеть выше, отличается многослойностью и комплексностью. То есть одна часть наряда дополняет другую. Например, нижняя рубашка женщин выглядывает из-под юбки, что создает диссонанс плотности материала. Этот прием смотрится интересно и нетривиально. История украинского народного костюма берет свое начало во времена скифов. Но свой уникальный и неповторимый стиль люди выработали в XVI в. Стиль со временем видоизменялся. Большое влияние на моду оказали козаки. Эти беглые крестьяне хотели отличаться от земледельцев, они создали свой колоритный наряд, который дал моде новый виток. К XIX в. украинцы переходят к стилю горожан, и повсеместно мода меняется. Большое влияние на вкус людей имеют заграничные модельеры. Собственно, такая ситуация в стране сохраняется и по сей день.
Из чего шили одежду
Украинский народный костюм люди изготавливали из натуральных тканей. Чаще всего использовалось домотканое полотно. Ткали его из конопляных или льняных нитей. Получалась грубая ткань, которая подходила для изготовления рубах. Носили такую одежду мужчины. Когда ткань стиралась и от постоянных стирок становилась мягкой, ее пускали на изготовление женской одежды. Ну и после того как полотно становилось совсем мягким, из него шили детские рубашки. Штаны на Украине, так же как и на Руси делали из шерсти или из сукна. Первый вариант был пригоден для зимы, а второй — для лета. Такую ткань использовали одноразово и только для изготовления мужских штанов. Женщины из шерстяной ткани шили поневы и юбки.
Украинский народный костюм, фото которого вы можете видеть выше, также состоял из обуви и головных уборов. Шапки делали из меха. Обувь же изготавливали из сыромятной кожи. Реже использовали лапти. Но все же на Украине чаще люди носили сапоги, хотя они и были предметом роскоши.
Декоративные украшения делали из стекла и натурального камня. Но чаще все же использовали стекло, так как оно было дешевле. Часто девушки декорировали свои головные уборы живыми цветами. Венки носили по праздникам практически все девушки.
Отличительные особенности украинской одежды
Особенности традиционной одежды украинцев в следующем:
- Простота и плавность линий;
- Богатство вышивки и различных украшений. Часто используется вышивка гладью или крестом, а её цвет может быть красным, красно-чёрным или чёрным. Бывает, что вышивка выполняется белыми нитками, но чаще всего вещи ярко расшиваются;
- Сочетания контрастных цветов;
- Настоящие традиционные вещи делаются только из натуральных материалов;
- Традиционная обувь и множество самобытных аксессуаров гармонично дополняют образ;
- Все узоры и орнаменты несут глубокую смысловую нагрузку, чаще всего это обережная вышивка, значение которой затеряно в веках.
Как любая древняя славянская одежда, украинский народный костюм наполнен символизмом. От одежды других славянских народов он отличается яркостью, нарядностью и праздничностью. Несмотря на обилие контрастов в цветовой гамме, одежда выглядит достаточно гармонично.
Как красили одежду
Украинский народный костюм отличается богатым декором. Но чтобы покрасить нити, нужна была особая сноровка и подходящие красящие компоненты. Так как химическая промышленность стала давать свои результаты очень поздно, люди обходились тем, что могли собрать в окрестностях своего хутора. Поэтому чаще всего в качестве краски использовалась всевозможная трава. Женщины собирали травы, сушили, а затем делали отвар. Таким образом получалось выварить зеленый пигмент. А как же делали красный? В отличие от традиций, которые бытовали на Руси, украинские женщины добывали яркий цвет из насекомого, которое именовали червец. Его находили во мхе или же на кустах. Зачастую собирали не самих насекомых, а их личинки. Затем нужно было подождать, когда они вылупятся, и отварить, а точнее запечь в печи червецов с водой. Подобная краска томилась на огне в течение дня, и только потом она была пригодна для окраски. Так как необходимое насекомое было сложно собирать и варить, красный пигмент был очень ценен. Им красили только пряжу и пояса, а не готовое полотно рубахи. Для создания других пигментов использовали кору деревьев и всевозможные цветы.
Цветовая гамма
В национальном костюме преобладал красный цвет. Его носили все сословия от земледельцев и ремесленников до духовенства. По насыщенности цвета можно было понять, к какому сословию принадлежит человек. Но использовали не только открытый красный, но и его оттенки. Популярностью пользовался малиновый, кирпичный и маковый. На втором месте по популярности в украинском народном костюме стоял желтый цвет. Использовали такие оттенки, как лимонный, песчаный, рыжий и песочный. Черный цвет использовался редко. Его заменяли дымчатым, то есть серым. Если нужно было затемнить какую-то часть узора, вводили коричневый. Зеленые оттенки тоже можно увидеть в вышивке. Использовали как темные, так и светлые тона.
Особое место в декоре одежды занимали золотые нитки. Ими вышивали узоры на шелковых тканях. Но такие наряды были малодоступны. Золотая и серебряная вышивка украшала костюм богатых дам, а также рясы представителей духовенства. Разноцветные полупрозрачные бусины выступали основными элементами декора. А перламутровый цвет считался символом роскоши не меньше, чем блеск благородных металлов.
Расцветка и декор
Основные цвета украинского народного костюма – белый (рубашка), красный или синий (штаны), красный, черный, коричневый (юбки). Кроме них, использовались оттенки этих же цветов, а также зеленый, серый, голубой, реже желтый. Различие в цвете особенно заметно в вышивке.
В каждом регионе было предпочтение определенных тонов, стилей и техник вышивания. Например, в Полтавской, Черниговской областях вышивка одноцветная (белыми нитками по светлой ткани), в центральной Украине – двуцветная (преимущественно красно-черная). В западных, южных областях использовалось многоцветное декорирование (в основном сочетание красного, зеленого, желтого оттенков).
В старину вышивка нередко выполняла не только декоративную, но и социальную роль – по ней можно было определить статус человека в обществе, его семейное положение. А для тех, кто верил в магические силы, вышиванка служила еще оберегом, призванным защитить владельца от влияния недобрых людей. Для национального костюма характерны растительные и геометрические узоры. Из них получались разнообразные орнаменты, также специфичные для каждого украинского региона.
Верхняя одежда
Национальный костюм украинских жителей включал не только повседневную летнюю, но и зимнюю одежду. Что же это было? Верхняя одежда мужчин и женщин – это свита. Такой наряд сильно обтягивал фигуру, и за счет этого выглядел нелепо. Изготавливалась свита из толстого домотканого полотна. Первоначально она вообще ничем не украшалась. Самая распространенная модель женской свиты изготавливалась из светлой ткани, а мужской – из темной. Напоминала она рубаху с небольшим воротником-стойкой. Но этот воротник был настолько маленьким и узким, что он не мог даже полностью закрыть шею.
Кожухи – это вторая по популярности разновидность верхней одежды. Шили кожух из плохо обработанной овечьей кожи. Такие недубленые кожухи носили мехом вовнутрь. Модель одежды была самая примитивная, она напоминала упрощенный вариант современного пальто.
А какая же длинна была у верхней одежды? Четной регламентации не было. Каждый шил себе одежду той длины, которая была комфорта. Например, повседневные свиты обычно доходили до пят, а вот вариант дорожного кожуха обычно был редко длиннее колен.
Мужская рубаха
Украинский народный мужской костюм состоял из рубахи и штанов. Чем же одежда отличалась от той, которую носили в соседних регионах? Мужские рубахи имели разрез спереди. Он назывался пазушка. Украшался разрез вышивкой или же декорировался тесьмой. Наличие на этом предмете гардероба воротника определялось регионом, в котором жил человек. Распространены были рубахи с воротником-стойкой. Такая модель была удобна тем, что застегивалась она на пуговицы. А вот рубахи без воротников имели завязки. Украинские казаки упростили покрой своей одежды. Они решили, что ластовицы, которые располагались под мышками, можно редуцировать. Это было сделано не потому, что этот элемент сильно мешал людям или же сковывал движения, а потому, что казаки хотели отличаться от простых мужиков-земледельцев.
Способ ношения рубахи тоже был на Украине оригинальным. Если на Руси крестьяне и бояре носили рубахи поверх штанов, то казаки решили заправлять подол изделия в брюки. Но это был не протест, а логичное нововведение. Позаимствован такой способ ношения рубахи был у кочевников, которые постоянно ездили на лошадях и полы длинной рубахи мешали и сковывали бедра.
Украинский национальный костюм эксклюзив
Любой национальный костюм развивается и формируется на протяжении столетий, и воплощает собой идею нации, ее стремления и ценности.
Когда мы слышим об украинском национальном костюме мы живо представляем себе вышитые рубашки, яркие юбки, шаровары, веночки с разноцветными ленточками, красные сапожки. На самом деле, это достаточно упрощенное представление о национальном украинском костюме. Каждому региону страны соответствует свой собственный колорит и народный костюм.
Природа, талант и особый художественный вкус украинского народа нашли воплощение в удивительном украинском народном костюме.
Женская украинская рубаха
Основой для женского украинского костюма, как и в России, была рубаха (укр. кошуля, сорочка). Она была длиннее, чем мужская и шилась из двух частей. Нижняя часть, охватывающая тело ниже пояса, шилась из более грубого материала и называлась становиной (укр. пiдтичка).
Встречаются не составные, а цельные рубахи. Такие рубахи у украинцев называются додiльнi. Именно такие рубахи считались у украинских женщин нарядными и праздничными.
Женские национальные украинские рубахи были с воротником или без воротников. У такой рубахи ворот обычно собран в мелкие сборки и обшит сверху. Рубаха без воротника называлась русской, рубаха с воротником – польской. В восточной части Украины обычно носили рубашки без воротника, в западной – с воротником. Условную географическую границу распространения этих двух типов рубах можно провести вдоль течения Днепра. Часто воротник рубахи бывал стоячим, низким. Широкий отложной воротник распространен как у украинцев, так и у белорусов (рис. , , ).
На Украине широко распространен обычай украшать вышивкой подол рубахи, так как подол рубахи был всегда виден из-под верхней одежды.
Не менее усердно вышивают и рукава рубахи. Если у русских полики на рубашке обычно тканые, то на Украине они вышивались, причем вышивка была очень разнообразна.
Формы рукава у украинских рубах тоже были разнообразны, но преобладали рукава с манжетами (укр. Чохла) (рис. , ).
Украинские запаска, дерга, плахта
По известному старинному обычаю девушки до 15 лет или даже вплоть до замужества носили только подпоясанную рубашку. Украинские девушки не были исключением. Замужние женщины носили запаску, дергу и плахту, одежду соответствующую юбке, очень похожую на русскую панёву. Плахта, так же как и панёва, прикрывает нижнюю часть тела женщины преимущественно сзади. Она закрепляется на поясе специально предназначенным для этого поясом. Шилась она из домотканой шерстяной материи. Рисунок, как и у панёвы — крупная клетка.
Плахта была более нарядной одеждой тогда, как дерга была повседневной и рабочей одеждой. Она была сплошь черная, без рисунка.
Запаска отличается от дерги тесемками, пришитыми к ее верхним углами которые завязывались вокруг талии. Дерга же подпоясывалась. Обычно носили две запаски: одна из них непосредственно запаска, прикрывающая заднюю часть тела, другая называлась попередниця. Она уже и ее часто заменяют простым передником (рис. , , , ).
Мужская украинская рубаха
Покрой мужской рубахи очень схож с женским. Не раз подтверждалось, что мужская рубаха отличалась от женской рубахи только длиной. И та и другая одеваются прямо на тело и могут служить одновременно и верхней одеждой.
Украинцы отказались от обычая носить рубаху навыпуск и всегда заправляли рубаху в штаны. Все равно кое-где можно было встретить мужчин, носивших рубаху поверх штанов. Что интересно, когда украинцы в Екатеринославской губернии одевали покойника, они выпускали рубаху поверх штанов, если умерший был женат, и заправляли, если он был холост.
По крою рубахи ничем не отличаются от русских, только кое-где Донские казаки носили рубахи без обычно принятых вставок под мышками – ластовиц. Они считали такой крой их отличием от крестьян, с которыми они не хотели иметь ничего общего.
На плечах у мужских украинских рубах часто встречаются нашивки, похожие на погоны, или вышитые вставки. Рукава с манжетами на запястье (рис. , , ).
Украинские штаны
Штаны (укр. шаровари, портки) на Украине шились примерно так же, как и в России, точнее принцип, с помощью которого штаны закреплялись на теле, был один и тот же. Верхний край штанов загибался внутрь, в образующийся рубец продевали шнурок или ремень. Шнурок завязывали узлом. Украинцы чаще всего использовали ремень. Застегнув ремень на пряжку, его еще раз оборачивали вокруг талии.
Украинские штаны отличаются от русских большей шириной. Между штанинами вшивалась так называемая матня. Она была сделана из прямоугольных кусков материи и образовывала что-то вроде мешка между двумя штанинами. Такие штаны предпочитали носить казаки.
Гоголь остроумно сравнил ширину украинских шаровар с Черным морем, а украинский поэт Шевченко описывал их так: «Матнею улицу метет». Из этого высказывания можно понять, что средняя часть штанов свешивалась до самой земли и мела улицу (рис. , ).
Верхняя одежда
Верхняя одежда украинцев довольно разнообразна. Часто один и тот же вид одежды называется по-разному из-за незначительных различий в расцветке, отделке и мелких деталях.
Верхнюю одежду можно разделить на четыре типа. Они отражают эволюцию украинского костюма, от простого к сложному. Четыре типа верхней одежды украинцев различаются по крою спинки.
Изначально спинка кроилась из одного полотнища материи, без подрезов на талии, выточек и т.д. К верхней одежде с прямой спинкой можно отнести плащ, халат и рубаху.
Плащи были широко распространены в Древней Руси. Их называли: корзно, коцъ, котыга, епанча. Женская епанча – это короткая безрукавная мантилья или шубейка. На Украине ее называли опонча, она представляла собой широкий халат с рукавами и капюшоном.
В роли плаща была чуга (чугай, чуганя). Чугу обычно носят внакидку, не вдевая в рукава, и часто рукава зашивались и использовались как торбы, сумки.
Фасон наподобие рубашки имеет как мужская, так и женская рабочая одежда, обычно ее шьют их сукна. На Украине была распространена подобная форма одежды. Называлась она шушпан, сукман, сукня. Ее шили из домотканого белого или цветного сукна и украшали отделкой (рис. 15).
Фасон халата носила одежда, которая чаще всего одевалась поверх основной верхней одежды, как дорожный плащ или дождевик.
Кобеняк, свита з кобеняком, стовбовата свита на Украине одевалась поверх шубы. Шилась такая свита из сукна серого цвета, с капюшоном в форме мешка с отверстиями для глаз.
Позднее в одежду начали вшивать клинья так, что на талии появлялось сужение, при этом на спине делали подрезы. Клинья вшивались сзади по бокам, клин начинался от талии и заканчивался на уровне подола. Украинцы называли такой фасон на уси.
Именно так шьется распространенная у всех славян одежда, на Украине называющаяся свита (рис. , ).
Следующая ступень развития верхней одежды: на спинке на уровне талии делают поперечный разрез, закладывают крупные складки (или собирают в мелкую сборку) и пришивают к верхней части. Так шился русский кафтан, на Украине такой вид одежды назывался юпка.
Последнему виду кроя присуще делать сборки не только сзади, но спереди, т.е. по всей окружности талии. Так шилась украинская чемера ( чемерка, чамарка).
Пояс
У восточнославянских народов обязательной частью костюма был пояс. Обычно мужчины надевали на верхнюю одежду кожаный пояс шириной 5-9 см с железной пряжкой и медными бляхами. Карпатские украинцы носили широкие кожаные пояса 20-30 см с карманами, с пятью-шестью небольшими пряжками на одном конце и с таким же количеством узких ремней — на другом. Каждый ремешок застегивался отдельно (рис. 18).
Дети и женщины подпоясывались ткаными или связанными из цветной шерсти поясами. Такие пояса достигали 3-4 метров в длину, ими два или три раза опоясывали талию и оставляли концы пояса свешиваться до колен или даже ниже.
На свадьбу украинцы подпоясывали невесту вышитым полотенцем- рушником.
Мужчины также пристегивали к поясу сумку, в которой носили огниво, а позднее стали носить деньги. Курильщики носили на поясе кисет с табаком.
Мужские головные уборы
Головные уборы мужчин на Украине очень разнообразны. Они шились из овчины, шерсти, войлока, сукна и других тканей. Они были в форме конуса, цилиндра и полушария. Форма головного убора, как правило, не зависела от ткани, из которой он был сшит. Один и тот же вид головного убора мог быть сшит из любой ткани (рис. ).
Кучма — это высокая шапка из шкуры барашка.
Махалай – зимняя шапка с длинными наушниками.
Кабардинка – шапка в форме полушария, с узкой опушкой и плотно прилегающим к голове суконным донышком, шьется из меха.
Женские головные уборы
Женские головные уборы очень разнообразны по конструкции, но все они неизменно должны были полностью покрывать волосы замужней женщины.
Кибалка имела форму дуги обращенной своими концами назад. На такой обруч украинки накручивали свои косы. Кибалка служила каркасом для основного головного убора.
Простым головным убором считался чепчик (очипок, чепец) – мягкая легкая шапочка, которая завязывалась на шнурок.
Самым известным украинским головным убором является девичий венок. Венки делали из живых или искусственных цветов, к венку привязывали разноцветные ленты.
Также в качестве девичьего головного убора использовали ленты, платок, сложенный наподобие ленты, кусок парчи, ткань с вышивкой.
Девушки могли не закрывать волосы. Обычно украинки заплетали две косы, а не одну, как русские. Они могли обвить косы вокруг головы и завязать их яркой повязкой, вышитой бисером.
Женщины носили надевали на голову очипок, который закрывал затылок, а затем завязывали голову платком связывая концы на лбу (рис. , , ).
Обувь
Для изготовления обуви украинцы использовали кожу. Сначала появилась обувь, которая не шилась из кожи, а как бы закладывалась складками по ноге. Кожу морщили т.е. закладывали складками и стягивали веревкой, по бокам появлялись сборки. Такая обувь привязывалась к ногам веревками и называлась морщуни, морщенцi, постоли, ходаки.
Шилась обувь и с высоким голенищем – сапоги (укр. чоботи).
1.Украинская кожаная обувь — ходаки. Галиция, Старосимбирский уезд 2. Украинская кожаная обувь — постолы 3. Прикрепление подметки к сапогу на Украине
(рис. )
Все перечисленные виды обуви носили и мужчины, и женщины.
Также раньше украинцы носили и лапти. Они отличались от русских лаптей не только прямоугольным плетением, но и тем, что у них был очень слабо оформлен носок и были очень низкие бока. В сущности, носок лаптя состоял только из петелек через которые потом продевалась веревка, которая потом оборачивалась вокруг голени. По сравнению с украинскими лаптями русские лапти по форме напоминают настоящий короткий башмак. (рис. 24)
Тэги
- народные традиции
- украинцы
Мужские штаны
Если вас интересует пошив украинских народных костюмов, то вы должны обратить внимание на характерные особенности наряда. Народные штаны отличались своей шириной. Такой изделие не имело резинки сверху, поэтому затягивалось оно на тесьму. Но такой способ крепления одежды на теле был не очень надежным, поэтому очень часто украинцы подпоясывали штаны поясом. Для этой цели они использовали как стандартные народные варианты ремня, так и новые европейские модели, которые имели пряжки. Отличие украинских шаровар от тех, которые носили на Руси, заключалось в наличие мотни. Она пришивалась между штанин, что позволяло мужчинам быстрее бегать и чувствовать себя всегда комфортно. Богатые козаки носили не домотканые шаровары, а те модели, которые изготавливались из шелка. Но для тех мужчин, которые не обладали большим достатком, такой предмет одежды был скорее роскошью или парадным вариантом костюма. Декорировались штаны вышивкой. Она располагалась в нижней части штанин. Причем вышивали изнанку изделия, и поэтому мужчины носили штаны, подворачивая их концы.
Женская рубаха
Украинский народный женский костюм состоял из трех частей. Рубахи, юбки и поневы. Рубахи делились на два вида: короткие и длинные. Длинные считались праздничными. Их подол декорировался вышивкой. Этот элемент женской нижней одежды обычно виднелся из-под нижнего слоя. Повседневные рубашки были короткими. Они имели длину современных туник. Но такой вариант одежды был приемлем для замужних женщин. Девушки же не носили понев, поэтому их рубахи были длинными. А какими были рукава изделия? Рубахи шились с длинными рукавами. У кистей они становились уже. Этого добивались путем пришивания манжет. Эти элементы декорировались вышивкой. Также украшения в виде вышивки могли располагаться на плечах.
Воротник на женских рубашках мог быть отложным. Но чаще ворот изделия обрабатывался тесьмой и завязывался на веревку.
Украинский народный костюм для девочки был схож с девичьим нарядом. Дети носили рубашки, подпоясанные ремнем.
Характерные особенности
Несмотря на то что основные элементы национальной одежды по всей Украине одинаковы, отличия присущи почти для каждого региона. Влияние на костюм оказывали климатические, этнические особенности местности, из-за чего имеются нюансы в силуэте, крое, цветовом оформлении, способе ношения.
Одеяние центральных областей, юго-восточных, северных и западных заметно отличается. Ему присущи некоторые черты нарядов соседних стран – России, Беларуси, Польши, Молдовы. Несмотря на это, классическим костюмом украинского народа принято считать тот, что носили в Среднем Приднепровье – историческом, культурном центре Украины. Основные черты украинского национального костюма можно описать так:
- силуэт с плавными линиями;
- контрастные сочетания цветов, их символичность;
- вышивка с оригинальными узорами или орнаментом;
- яркая обувь, аксессуары.
Главными элементами украинского мужского костюма были и остаются: рубашка (сорочка), штаны (шаровары), пояс (кушак), легкая верхняя одежда (свитка или жупан), смушковая шапка со шлыком, красные кожаные сапоги (чоботы). Женский костюм состоит из сорочки, юбки, пояса, вышитого жакета, цветочного венка с лентами для девушек и намитки для женщин, красных сапог.
Понева
Женский украинский народный костюм сложно представить без поневы. Этот элемент одежды делился на три вида: повседневная, дерга и праздничный вариант. Повседневная понева была черного цвета. Ее делали из грубой льняной или полотняной ткани. Она могла быть даже шерстяной. Понева делилась на две части: одна прикрывала заднюю часть тела, а другая — переднюю. Этот элемент одежды был разной длины, часто доходил женщинам до щиколоток.
Если вы решите делать украинский народный костюм своими руками, то вам следует изготавливать не повседневную поневу, а дегу. В чем же заключаются отличия? Дега тоже была сшита из плотной ткани. Но цвет изделия был не темным, а ярким. Деги, или запаски, как их еще называли, могли быть красными, зелеными или же синими. Пояс этого элемента одежды украшался цветной тесьмой и даже вышивкой. Некоторые женщины не носили переднюю поневу, а заменяли ее передником.
Праздничные одежды выглядели нарядней, чем повседневные. Такая понева изготавливалась из легкой ткани, иногда из шелка. Декорировалась она вышивкой или же клетчатым орнаментом. Часто на таких поневах был нанесен клетчатый орнамент.
Символическое значение украинской вышиванки
Традиционная вышиванка – это типично славянский элемент одежды. Данная рубаха несёт в себе сакральный смысл. Славяне, независимо от места их проживания, считали, что символы и узоры, которые вышиты на рубашке, способны защитить своего владельца от нечистой силы. Эти поверья уходят своими корнями в языческое прошлое славянских народов.
В настоящее время, когда украинские традиции возрождаются, вышиванки считаются одним из источников силы и энергии. Главное, чтобы мастер понимал значение орнаментов и древних символов, которые он вышивает на воротнике и рукавах рубахи. Выбирая этот элемент одежды, нужно помнить, что мужская и женская вышивка значительно отличаются.
Для мужских рубах характерны строгие узоры геометрической формы. Цветовое сочетание данных орнаментов тоже должно соответствовать значению. Правильно подобранная вышивка символизирует мужественность, силу и смелость.
Женские узоры на вышиванках более тонкие и филигранные. Они часто имеют обрамления в природных мотивах. Как правило, женские узоры символизируют любовь, целомудрие, красоту и молодость.
В настоящее время украинские тенденции в моде невероятно популярны. Одежда в украинском стиле гарантирует своему владельцу уникальность и заметность на любом мероприятии.
Юбка
Если вы хотите сшить украинский народный костюм своими руками, но поневу вам делать не хочется, можете обратить внимание на ее эволюционировавший вариант. Юбка заменила поневу и стала элементом одежды зажиточных дам. Самыми распространенными были три их вида. Литнык – это узкая шерстяная юбка. Она смотрелась празднично по той причине, что была красного цвета. На этот броский фон были нанесены вертикальные полосы. Они могли быть зелеными, желтыми, белыми или же синими. Такой вариант юбки был самый простой. Андарак – это более широкая модель юбки. Декоративным элементом здесь выступали складки, которые вертикально располагались по всему периметру. На подоле находилась широкая орнаментальная полоса. Шорц – это тоже широкая модель юбки, но, в отличие от двух предыдущих, она смотрелась ярко за счет пестрых вертикальных полос, которые располагались близко друг к другу. Подол такого изделия был обшит толстым шнуром. Все эти разновидности юбок украшались вручную с помощью вышивки.
Виды костюмов
Костюм украинцев может показаться несколько сложным, но на самом деле он отличается удобством и практичностью. Он включает в себя довольно простые, но украшенные особым образом предметы гардероба. Именно за счет применения ярких цветов, всевозможных орнаментов и аксессуаров, народная одежда приобретает очень нарядный, изысканный вид.
Женский
Юные девушки, которые не находились в браке, носили вышиванку, а также юбку, которая подвязывалась с помощью широкого, достаточно длинного пояска. Голова при этом была украшена с помощью красной ленточки. Она вплеталась в косу.
Украинская рубашка, предназначенная для женщин, длиннее мужской. Она обязательно украшалась вышивкой. Оригинальные узоры принято размещать в области горловины, по подолу и рукавам. Кроме того, вышивка присутствовала в передней части. Рубаха нередко шилась из двух деталей. Для изготовления верхней применялось более плотное полотно. С наступлением холодов украинский народный костюм дополнялся свиткой или жакетом, а также сапожками.
Костюм женский у замужних дам был далеко не один. Вышиванка могла сочетаться с юбкой нескольких видов:
- дерга. Рабочий вариант. Для изготовления такой юбки применялся довольно грубый, плотный материал. Декор полностью отсутствовал;
- запаска. Относится к повседневным предметам гардероба. При его пошиве применялась однотонная материя. Изделие состояло из двух частей;
- плахта. Праздничная юбка, сшитая их тонкой шерстяной ткани. На ней присутствует клетчатый орнамент. Во времена Киевской Руси, для изготовления плахты использовались парча или же шелк.
Поверх вышиванки принято надевать жакет, который декорируется вышивкой. Голова в обязательном порядке покрывалась. Головной убор женский – это длинная тканевая полоса или платок, которые завязываются строго по определенному принципу.
Мужской
Мужские украинские национальные костюмы являются практически точной копией одеяний казаков на Запорожской Сечи. В этом, по сути, нет ничего удивительно. Ведь история государства на протяжении многих столетий тесно связана именно с казачеством.
Одежда украинцев состоит из нескольких элементов:
- рубашка (на ней обязательно присутствовала вышивка);
- синие или же красные шаровары;
- широкий, достаточно длинный пояс;
- сапоги, изготовленные из кожи.
Визуально одеяние не слишком отличается от белорусских и русских восточнославянских, но также ему присущи черты азиатских и восточных, даже европейских нарядов. Обусловлено это тем, что Украина долгое время находилась под влиянием тюркских народов и граничит далеко не с одним государством.
Вышивка присутствовала на вороте украинской мужской рубахи, манжетах и спереди. Верх одежды при этом мог оформляться по-разному. Например, на юге страны горловину принято обшивать тесемкой. В центре государства предмет гардероба оснащается узким воротником стоечкой. На западе он является отложным.
Сорочку на выпуск носить не принято. Ее обязательно заправляют в штаны. Их, в свою очередь, подвязывают пояском. Этот элемент украинского гардероба используется далеко не только в практических целях. У него есть также символическое значение. Пояс с давних времен выступал в качестве своеобразного оберега, защищающего от физических травм и негативного магического воздействия. Его несколько раз оборачивают вокруг талии, а концы, на которых отмечается наличие кисточек, опускают вниз.
Детский
Детские украинские костюмы, по сути, являются точной копией взрослых нарядов. Правда, раньше она была менее красочной, а пошив был более простым. Одеяние, предназначенное для девочки, состояло из следующих деталей:
- белая рубаха. Сложные орнаменты не применялись, но вышивка обязательно должна была присутствовать. Сорочка оснащалась застежкой или же тесемкой, которая завязывалась в области горловины;
- юбка. Нередко она была более пышной и короткой, чем у взрослых украинок. Оттенки могли использоваться самые разнообразные, но обязательно присутствовала вышивка;
- фартук. Обладал тем же оттенком, что и юбка, но также мог отличаться от нее тоном;
- аксессуары. Использовались бусы и венок;
- туфли. Весьма аккуратные, но нарядные.
Национальная украинская одежда мальчиков включала в себя сорочку, оснащенную длинными рукавами. Ворот на ней и манжеты обязательно были вышитыми. Кроме того, надевали широкие, темные шаровары с красным пояском. Обувь выбирали при этом самую обычную. Главное, чтобы она была подходящей в той или иной ситуации.
Декор одежды
Как можно украсить украинский народный костюм для девочки своими руками? Если вы решили полностью копировать декор костюма, то вам нужно будет запастись цветной тесьмой. Ей обшивали горловины и подол рубашек. Из разноцветных ниток делались кисти. Их вешали на пояса. Юбки и рубахи украшались вышивкой. Для этого использовали яркие шерстяные нитки. Богатые барышни могли себе позволить наносить узор или орнамент на свою одежду с помощью тончайшего шелка. Ну и не стоит забывать о золотом шитье. Оно использовалось часто на костюмах зажиточных женщин. Кружево можно встретить не только как элемент декора женского костюма, но им украшалась и мужская одежда. Кружево ценилось высоко, поэтому мало кто мог его себе позволить. А вот стеклянные бусины были в широком употреблении. Правда, одежда ими расшивалась нечасто. А вот головные уборы декорировались повсеместно. Люди с большим достатком могли себе позволить украшать одежду не стеклом, а драгоценными камнями. Особенно в ходу был жемчуг. Из крупных жемчужин даже делали пуговицы. А вот менее обеспеченные люди использовали пуговицы, обтянутые шелком или яркой холщовой тканью. В ходу были нашивки. Ими декорировались рубахи наподобие погон. Нашивки изготавливались из контрастной одежде ткани, чаще всего — из красной или зеленой. Такие декоративные элементы богато расшивались шелком и золотом.
Особенности поясной одежды
Согласно древним обычаям у восточнославянских девушек до пятнадцати лет или до свадьбы должны были быть подпоясанные рубашки. Ритуал надевания поясных одежд (понев) связывали с замужеством, после чего девушки становились женщинами. Поневы были общеславянскими элементами в традиционных одеждах, которые прикрывали тело сзади и закреплялись в районе талий.
Украинцы располагали тремя разновидностями такой одежды:
- Повседневные без рисунков — запаски;
- Дерги;
- Праздничные наряды с крупными клетками — плахты.
Дерги — это три сшитые длинные полотнища, образующие собой полосу трехметровой ткани в ширину и до трех четвертей в длину. Они охватывали корпусы женщин сзади и подвязывались поясом. Так как дерги считались повседневной одеждой, их шили из черных или неокрашенных тканей, без украшений.
Запаски отличались от дерг тем, что у их верхних углов были тесемки, завязывающиеся на талии. Обыкновенно носились две запаски, чаще разных цветов. Одной прикрывалось тело сзади, другой, надеваемой спереди, пользовались в качестве передника. Запаски производили из качественных и тонких шерстяных и однотонных тканей. Они были синими, зелеными, а также красными.
Плахты в качестве праздничной одежды изготовливались из тканей с клетчатым орнаментом. Они вышивались вручную. Известны шерстяные или шелковые плахты. В ранние периоды плахты шились из золотых и серебряных видов парчи.
Дальнейшим эволюционированием понев считаются юбки. Так в районе Полесья широко распространенными были такие шерстяные юбки с полосатыми орнаментами — андараки,. В дополнение к женским костюмам шли нагрудные украшения. Материалом для них могли служить драгоценные камни, стекло, бусы, а также монеты типа «мониста» или «дукачей».
Орнамент
Рисунок на украинском народном костюме чаще всего изображает две главные для людей стихии: воду и солнце. Именно благодаря им существовал южный народ, они приносили хлеб, а значит – жизнь. Эти стихии нередко расшифровываются как отцовское и материнское начало. Если говорить об элементах, то материнский символ выглядит как восьмилетний цветок с россыпью точек по краям. Отцовский элемент – это квадрат, в котором заключен цветок. Такой орнамент можно встретить как на мужских, так и на женских рубахах. Второй по частоте мотив – это рисунок хмеля. Символическое очертание волнообразной ветки с цветами ассоциируется с молодостью, любовью и задором. Такой орнамент можно было увидеть на одежде молодежи. Изображение калины и дуба считалось на Украине оберегами. Стилизованные листья и плоды должны были защитить человека от сглазов и от завистников. Они оберегали людей не только от соседей и недоброжелателей, но и защищали от различного рода бытовых неприятностей. А вот если женщина хотела привлечь удачу, она вышивала ромбы. Этот символ земли и плодородности должен был оберегать человека от голода и ненастной погоды.
Растительный орнамент превалировал в декоре одежды. Реже можно было встретить анималистические мотивы. Украинцы не жили охотой, точнее убийство диких животных не было единственным способом пропитания. Вследствие этого если на одежде и появлялось животное или птица, их можно было считать тотемом семьи.
Пояса
На фото украинских народных костюмов мужских и женских можно увидеть одну особенность. В обязательном порядке все люди подпоясывались. Ходить без пояса было не только некрасиво, но и считалось постыдным. Этот элемент одежды считался у людей оберегом именно по этой причине ему и придавался сакральный смысл. Даже небогатые крестьяне старались приобрести пояс из дорогого материала. А если такой возможности не было, они ткали его самостоятельно, а затем расшивали символическим орнаментом. Четкого регламента не было. У каждого человека были свои ценности, и их он пытался продемонстрировать с помощью рисунка на поясе. Зажиточные люди подпоясывались ремнем с пряжкой, сделанной из драгоценного металла. Она тоже украшалась причудливым орнаментом, состоящим из зверей и птиц. Богатые горожане по праздникам надевали пояса, полностью сделанные из серебра и даже золота.
Парадный пояс (кушак) должен был быть не короче 3-4 метров. Его декорировали не только вышивкой, но и драгоценными камнями или же бусинами из стекла. Часто можно было увидеть кисти, которые свисали с обоих концов кушака.
Украинский женский костюм
Как и у любого народа, одежда украинских женщин была значительно более разнообразной и красочной, в отличие от мужской. Основой любого славянского женского костюма была сорочка, которая могла быть как повседневной, так и праздничной. Простые рубахи шились из полотна и имели широкие рукава, не стесняющие движений. Традиционно сорочка для работы делалась из двух половинок. Верхняя часть шилась из качественной ткани, а нижняя — из более грубой. Так же как и мужские рубахи, женские сорочки богато украшались традиционной вышивкой.
Праздничный вариант женской рубахи назывался «додильней». Эта вещь шилась всегда из одного куска белого полотна. Она была украшена не только на горловине, но и по подолу и на манжетах. Одежда незамужних девушек была более яркой, чем у замужних женщин. Кроме того, наряд молодых девушек включал в себя множество разноцветных лент.
Молодые девушки носили длинные рубахи, и подпоясывались цветными поясами или широкими лентами. В качестве верхней одежды использовались жупаны, свитки и кожушки. Замужние женщины носили юбки, прикрывающие нижнюю часть тела, которые можно разделить на следующие категории:
- Рабочая юбка, которая называлась дерга. Это самая простая и недорогая традиционная юбка. Надевалась в повседневной жизни для работы. Именно по этой причине шилась из тёмной недорогой ткани, однако имела минимальные украшения в виде пышных складок сзади. Для пошива этой юбки нужно было около трёх метров ткани;
- Запаска – повседневная юбка, в которой тоже ходили в обычной жизни. В отличие от дерги, эту юбку не надевали для выполнения тяжёлых работ по хозяйству. Эта одежда шилась из двух кусков материи. Держалась на бёдрах юбка за счёт тесёмок, которые находились по бокам;
- Плахта – самая красивая и торжественная украинская юбка. Надевалась только на праздники или торжественные случаи. Шилась из дорогой ткани. Существовали специальные модели для зимы — шерстяная плахта. Такая юбка богато украшалась узорами и орнаментами. Каждая вещь была настоящим произведением искусства и выполнялась в единственном экземпляре.
В разных областях Украины женская одежда имела свои особенности. Особенно ярко видно различие в одежде западных украинцев.
Украшения
Сегодня декоративные безделушки, которые носят дамы, не имеют никакого символического смысла. А раньше подобного рода украшения в первую очередь несли не декоративное значение, а служили оберегом. Украинский народный костюм для женщин включал в себя бусы. Конечно, их не носили каждый день, а надевали по праздникам. Позволить себе украшения из драгоценных металлов могли только зажиточные дамы. Они носили различные подвески из натуральных камней и серьги причудливой формы. Скромные деревенские девушки в качестве украшений использовали ленты и цветы. Главным достоянием женщин тех времен была длинная коса. Именно ее они и украшали. Волосы должны были быть заплетены в сложную прическу, поверх которой можно было надеть венок из живых цветов. Если бедная девушка надевала бусы, то вероятность того, что они были деревянные, была практически 100%. Такие украшения были популярны не только на Украине, но и на Руси.
LiveInternetLiveInternet
Понедельник, 29 Ноября 2010 г. 18:25 + в цитатник В далекие 1980-е годы я приобрел для предмета «История костюма» набор открыток «Украинский народный костюм». Вот и вновь пригодился материал для очередного поста. Автор рисунков — художник А. Перепелиця. Автор предисловия и комментариев к рисункам — Вадим Миронов (Прим. перевод текста — мой). Я позволил себе чуть подредактировать текст автора, убрав оттуда «социалистическую» тематику. Традиционный наряд каждого народа является одним из наиболее массовых видов его художественного творчества. Народная одежда отличается простотой форм, стройностью силуэта, богатством и разнообразием украшений, насыщенным колоритом. В нем ярко проявляется умение народных мастеров с помощью простых, логических средств органично сочетать практичность и красоту. Много творческой изобретательности и фантазии вложил в создание одежды украинский народ. Словно саму прекрасную природу Украины переносили в отделку костюма, в его радостную гамму народные умельцы на протяжении веков. Работа над нарядом была в определенной степени проявлением мечты о прекрасном, попыткой отойти от тяжелой действительности. Скажем, вышивание — это было не просто ремесло, это проявление народного таланта, мастерства, одаренности. Это был один из немногих моментов в жизни крестьянки, когда она могла выразить в гамме цветов свою веру в лучшее будущее, оптимизм. Колорит нарядов многих районов Украины был светлый, белый, обогащенный яркими цветами шерстяных плахт, запасок, поясов, венков, красного ожерелья и лент. Колорит с преимуществом красно-черно-синей отделки характерен для Центрального Поднепровья. Но при всем разнообразии кроя, колористических решений, характерных для отдельных районов Украины, отчетливо проявляется подчинение отдельных локальных видов одежды и отделки единому художественному ансамблю. Буковина. Конец XIX — начало XX в. Девичий костюм. Рубашка со сплошными широкими рукавами, пришитыми по основе, украшенная полихромной вышивкой. Безрукавка вышитая цветными узорами цветной шерстью. Опинка, окутывающая бедра, из домотканой шерстяной ткани, вышита нитками желтого и оранжевого цветов. Головной убор — «кода» — сделанный из картона, обшитого тканью, украшенный бисером, цветами, лентами. Сверху прикреплен пучок ковыля. Разноцветные стеклянные бусы покрывают шею. Кожаные ботинки – «черевики» — желтого цвета, на пуговицах, красиво орнаментированы. Костюм юноши. Длинная туниковидная рубашка из домотканого полотна, одевалась поверх брюк, подпоясанная широким кожаным поясом. Безрукавка и сердак украшены аппликацией из кожи, сукна и вышивкой. Узкие «холоши» — брюки из белого полотна вышиты на штанине. Одежда была колоритной, украшалась разноцветной вышивкой, плетением, аппликациями из кожи, металлическими пистонами. Шляпы были украшены цветами, разноцветными лентами, пером и др. Лапти, которые назывались «морщени», «заклебучени», привязывались к ноге веревками — «волоками». Западное Закарпатье Конец XIX — начало XX в. Женский костюм. Рубашка «довгань» из домотканого полотна. Рубашка украшена «пазухой» — сотканным из красных нитей квадратом у выреза горловины. Рукава у плеча вышиты многоцветными ромбами. Вдоль рукавов вышита цепь из разноцветных ромбов — «хвост». Безрукавка — «пличка» с зубцами на полах украшалась вышивкой и тесьмой. Фартук — «плат» оформлен разноцветными лентами и мережкой. Венковоподобный головной убор украшен цветами и бисером. Шейное украшение — «сылянка» в виде широкой ленты, расшитой бисером. Мужской костюм. Короткая рубашка из домотканого полотна. Полочки ее оформлены вышивкой белыми нитками. Широкие штаны «гачи» с белыми кистями — «ройтами» — на штанинах и зигзагами – «кривульками» — из синей тесьмы собранные у пояса на узкий «ганчик». Рубашка и штаны подпоясаны широким кожаным поясом — «чересом», орнаментированным тиснеными узорами, медными кольцами и др. Лапти, как женские, так и мужские, орнаментированы тиснением и украшены металлом. Восточное Закарпатье. Конец XIX — начало XX в. Женский костюм. Рубашка — «ромованка» из домотканого полотна со вставками, с вышивкой гладью. Вышиты верхняя часть и низ рукавов. Юбки – «запаски» — тканые, с поперечными полосами. Держались запаски на поясе, который назывался «багор». Безрукавка украшена цветной вышивкой, войлочными кистями, аппликацией из кожи, бисером и металлом. На голове платок с цветами на черном фоне. Кожаные лапти – «морщени» одеты на плетеные шерстяные длинные носки, орнаментированные белыми нитками. Мужской костюм. Туниковидная рубашка носилась поверх штанов. Вырез горловины собран и завязан декоративным шнуром. Вышивка украшает воротник, грудь – «пазуху» и подол рубахи. Безрукавка и сердак украшены вышивкой, аппликацией из кожи, войлочными кистями и полосками. Шляпа коричневого цвета называется «клебанка». Красные суконные штаны «гачи». Лапти обуты на суконные носки «капчуры». Львовская область. Конец XIX — начало XX в. Женский костюм. Рубашка из домотканого полотна. Шерстяная безрукавка – «горсик с лаптихами», украшена цветными нитями, шнурами и кружевом. Белый кабат расшитый черным шнуром. Рубашка и передник вышиты многоцветной нитью крестиком. Орнамент преимущественно растительный. Полосатая юбка «щорц» из домотканой ткани является удачным дополнением ансамбля. Вышитый полотняный платок одевается на головной убор красного цвета с бахромой. Который называется «бавница». Оригинальной формы лапти с пряжками надеты на белые портянки. Украшения: гердани и пестрое ожерелье. Мужской костюм. Рубашка на кокетке с отложным воротником. На манишке, воротнике и манжетах вышивка. Брюки узкие, темного цвета, будничные — из домотканого полотна, праздничные — преимущественно фабричные. Кафтан — «каптан» из белой домотканой шерсти, украшенный цветными шнурами и аппликацией из сукна и кожи. Войлочная шляпа украшена лентой, цветами и пером. Кожаные сапоги желтого цвета богато орнаментированные. Черниговская область Конец XIX — начало XX в. Мужской костюм. Туниковидная рубашка из домотканого полотна. Широкая манишка, стоячий воротник, манжеты и подол украшены вышивкой. Одевалась рубашка преимущественно навыпуск под витой пояс. Неширокие брюки из грубого неотбеленногоного полотна. Женский костюм. Рубашка из домотканого полотна с широкими, в полторы полки, рукавами. На рукавах красно-черная вышивка гладью. Синяя корсетка с подрезной спинкой с фалдами. Красная юбка в складку типа «андарак» из домотканой шерсти с тканым разноцветным геометрическим орнаментом по подолу. Белый полотняный передник вышит по подолу, с «закладками» и обшивкой кружевом. Два разноцветных платка повязаны на белый чепец. Один платок завязан традиционно, а второй подведен под подбородок и завязан на макушке. Лапти прямого плетения у мужчин и женщин одевались на полотняные онучи. Полтавская область. Киевская область. Конец XIX — начало XX в. Костюм юноши. Рубашка из домотканого полотна с широкими рукавами. Швы рубашки расшиты серой льняной нитью. Такой же нитью сделана сетка-узор на манишке – «пазухе» и низе рукавов. Брюки из плотной ткани. Пояс тканный, широкий, красно-зеленый. Сапоги-«вытяжки» с низко отрезанными голенищами («чирики»). Девичий костюм. Рубашка из домотканого полотна со стоячим воротником. На предплечьях и рукавах красно-черно-зеленая вышивка. Керсетка короткая из фабричной шерстяной ткани, с вышитым углом правой полы. Юбка из байки с апликациями — с «перцами», фартук с закладками и вышитой каймой. К венку привязаны разноцветные ленты. Украшения: разноцветные бусы, кольца, серьги. Ботинки черного цвета с зелеными шнурками. Полтавская область. Конец XIX — начало XX в. Девичий костюм. Рубашка из домотканого полотна с полочками, вышитая цветами красно-черного цвета. Керсетка длинная, «в складку», с высокой талией, украшенная тесьмой и плисом. Длинная юбка из полушерстяной фабричной ткани с нашитыми по подолу лентами из плиса. Венок высокий, так называемый «чубатый», с привязанными к нему цветными лентами. Ожерелье красное, с дукатами. Черные кожаные ботинки на высоких каблуках. Женский костюм. Рубашка из домотканого полотна. Рукава и полочки вышиты льняными нитками серого или белого цветов. На месте соединения рукавов с уставками рукав собирался в сборочку -«пухлик». Корсетка сшита из ситца в цветочек. Полы безрукавки обшиты плисом, по линии талии нашиты красные пуговицы. Плахта с запахом — «с крыльями», шерстяная, с мелким рисунком в квадратах. Цвет квадратов преимущественно зеленовато-синий и красный. Полотняный фартук украшен мережкой. Головной убор — «намитка» из тонкой белой ткани пвязан на мягкий чепец. Орнаментированные сафьяновые сапоги желто-коричневого цвета. Киевская область. Конец XIX — начало XX в. Мужской костюм. Рубашка из домотканого полотна с «присбиранием» у ворота. Пазуха, воротник, низ рукавов и рукава у проймы вышиты красно-черными нитями крестиком. Орнамент растительный. Брюки широкие, «приднепровские», из «сурового» полотна. Брюки подпоясаны широким красно-зеленым поясом, связанным «о двух концах». Черно-рыжеватый плащ – «свитка» из домотканого сукна. Стоячий воротник, полы и манжеты — «закавраши» обшиты кожей. Высокая шапка из серого каракуля. Черно-рыжие кожаные сапоги с невысокими голенищами. Женский костюм. Рубашка из домотканого полотна с узеньким стоячим воротником. Красно-черная и черно-синяя вышивка на груди и рукавах выполнена крестиком. Для мережки по подолу использована серая льняная нить. Зеленая с красными «перчиками» байковая куртка – «юпка» пошита с большим отложным воротником. Запаски, красная передняя и синяя задняя, из домотканой шерстяной ткани с разноцветным геометрическим орнаментом по подолу. Пояс с кистями завязан на левом боку. Вышитый хлопчатобумажный платок затягивался на затылке красной лентой. Украшения: красное ожерелье, ожерелье из янтаря, серьги и кольца. Сапоги красные на высоких «пробках». Волынская область. Конец XIX — начало XX в. Женский костюм. Рубашка из домотканого полотна с отложным воротником. Кофта – «кусан», также из домотканой шерстяной ткани, шилась со складками от линии талии. Он ярко расшитый цветными нитками и аппликацией из зеленого сукна. На юбку красного цвета, так называемый «летник», сотканный продольными полосами зеленого, белого и синего цветов, повязывалась шерстяная ковровая запаска -передница» со сложным разноцветным геометрическим орнаментом. Белый платок с кистями выткан красным узором — полоской. Платок повязывается на «кибалку», сделанную из джута льняной пряжи или лубяного ободка. Мужской костюм. Рубашка из домотканого полотна. Воротник отложной. Пазуха, воротник, манжеты оформлены геометрическим тканым орнаментом красного цвета. Подпоясана рубаха многоцветным тканым поясом с кистями — «кутасами». Брюки узкие из сурового домотканого полотна. Женщины и мужчины носили лапти, которые обувались на полотняные портянки — «завои». Подолье. Конец XIX — начало XX в. Мужской костюм. Рубашка из домотканого полотна, выкроена «вперекидку», с отложным широким воротником. Рукава и «третинницы», которые вставлялись между основными полочками, сшиты швами, расшитыми нитями оранжевого цвета. Воротник и пазуха вышиты орнаментом «виноград» желто-золотистого цвета. Рубашка навыпуск подпоясана красно-зеленым поясом с кистями. Неширокие штаны из темной крашеной домотканой ткани. Верхняя одежда — кожух со стоячим воротником. Воротник, полы и низ рукавов обшиты черным мехом и шерстяными цветными нитками. Шапка из черного каракуля. Костюм юноши. Туниковидная рубашка с широким стоячим воротником. Воротник, пазуха и манжеты вышиты нитками красно-черного цвета. Верхняя одежда «чугаина» темно-рыжего цвета с яркой полихромной вышивкой шерстяными нитками. Шляпа войлочная, украшенная лентами и цветами. Подолье. Конец XIX — начало XX в. Девичий костюм. Рубашка из домотканого полотна со сплошным рукавом. Отложной воротник, верхняя часть рукавов и бюст расшиты крупными цветами из красно-синих ниток. Широкая юбка — летник из домотканого сукна обшита по подолу плисом, фартук домотканый шерстяной с разноцветной вышивкой. Красный тканый пояс с кистями повязан на две стороны. Характерный для Подолья венок, в который сзади вплетают большие цветы, а спереди поменьше. Сапоги рыжие с орнаментированными каблуками. Украшения: красное и перламутровое белое ожерелье и серьги. Женский костюм. Рубашка из домотканого полотна со сплошными рукавами, пришитыми к станку декоративными цветными расшивками. Рукава, особенно верхняя часть, и бюст расшиты техникой набивания. Характерные вертикально вышитые полоски на груди – «пазухе». Подол рубашки имеет два разреза, рашитых яркой, в основном красного цвета, вышивкой. Носили рубашку с большим напуском на пояс. Юбка – «горбатка» из черной шерстяной домотканой ткани с цветной нитью по подолу. К узкой кромке, поддерживающей горбатку, подвешен кошелек. Невысокий чепец цилиндрической формы, к которому привязана «нафрама» из тонкой белой ткани. Украшения: красное ожерелье с дукатами, кольца и серьги. Лапти кожаные на ремешках. Харьковская область Конец XIX — начало XX в. Мужской костюм. Рубашка с «бочками», вшитыми между основными полочками. В связи с тем, что рубашка, благодаря бочкам, шире, чем кокетка, у шва, соединяющего полочки и кокетку, образовывались многочисленные сборки. Красно-черная вышивка крестом на воротнике, манишке и манжетах. Брюки широкие, пестрые. Шляпа – «брыль» из соломы. Сапоги — «пришвы» из черной кожи. Женский костюм. Рубашка со вставками прямоугольной формы. Многоцветная вышивка в виде квадратов на вставках, вдоль рукавов и на узеньком стоячем воротнике. Низ рукавов собран «на нитку». Подол украшен мережкой. Парчовая керсетка с зубцами на бюсте, обшитыми, как и полы безрукавки, цветной тесьмой «высечкой». Плахта соткана квадратами преимущественно оранжевого цвета. Фартук — «завеска» парчовый, с подолом, обшитым красным сукном. Парчовый платок цилиндрической формы с «ушками», который повязывали на чепец. Сапоги — «чернобривцы» черно-желтые, с орнаментированными каблуками. Днепропетровская область. Конец XIX — начало XX в. Женский костюм. Характерным для корсеток и юпок на Днепропетровщине в то время был четырехугольный вырез горловины — «каре». Юбка из блестящей ткани. Полы, низ рукавов и вырез горловины обшиты черным плисом и цветными нитками. Плахта цельная, «неотложная». Орнамент «медвежьи лапы» из разноцветных шерстяных ниток с преимуществом красно-белых и желто-зеленого цветов создает ритмический рисунок. Белый полотняный передник украшен вышивкой. Суженный по бокам красно-серебристый шелковый «капор» часто носили без платка. Зелено-черные сапоги — «бархатцы» с каблуками и медными подковками на высоких «пробках». Украшения: ожерелье с дукатами, кольца и серьги. Мужской костюм. Полотняная «лоцманская» рубашка с широкими рукавами в две полки. Нашивная манишка и стоячий воротник, завязанный красной лентой, расшиты красно-черными нитями. Украшен вышивкой также низ рукавов. Рубашка заправлена в широкие пестрые штаны «надднепрянского» покроя, опоясанные широким красным вязаным поясом с кистями. Свитка белая из домотканого сукна со стоячим воротником. Головной убор — серая барашковая шапка цилиндрической формы. Донецкая область Конец XIX — начало XX в. Женский костюм. Рубашка с нашитой вдоль выреза горловины полочкой, украшенная вышивкой красно-черного цвета и мережкой. Кофта расшита цветной тесьмой. Полы обшиты кружевом. Широкая юбка из яркой фабричной ткани по подолу обшита плисом и подшита «щеточкой», чтобы не протиралась на перегибе. Фартук-передник из фабричной ткани, украшенный мережкой и подшит по подолу рюшей. Кашемировый платок повязывался на «сеточку», которая одевалась на «гуглю» — пучок туго скрученных волос. Высокие кожаные ботинки с красными шнурками. Мужской костюм. Туниковидная рубашка с широким стоячим воротником и широкой манишкой. Воротник, манишка и низ рукавов вышиты. Обязательным атрибутом мужского костюма был короткий жилет — «жильотка» темного цвета. Брюки узкие, городского покроя. Сапоги — «бутылки» с твердыми блестящими голенищами. Головной убор — фуражка (картуз). Современные художники-модельеры часто обращаются к лучшим образцам народной одежды. Орнамент, колористика, вышивка, кружево, конструктивные формы народной одежды находят отражение в современном искусстве моделирования костюма. И это не простое отображение, повтор прошлых форм, его пропорций и цветовых сочетаний, а творческая наследственность традиций. Житомирская область. Вторая половина XX века Женский костюм. Хлопчатобумажная рубашка, сшитая по традиции с уставками, с вышитыми рукавами. Нагрудник из шерстяной ткани синего цвета является комплексом лифа с юбкой, фартук из такой же ткани, украшенный вышивкой гладью и мережкой. Платок цветастый шерстяной. Украшения: плетёнка из бисера и бусы. Девичий костюм. Белая шелковая блузка с коротким рукавом и традиционным орнаментом, вышитым вдоль пазухи и на рукавах. Сарафан из цветастой ткани отрезной, в талию. Украшения: плетёнка из бисера светлых цветов. Тернопольская область. Вторая половина XX в. Мужской костюм. Рубашка синего цвета на кокетке, с полихромной вышивкой манишки, манжетов и подола. Брюки темные из фабричной шерстяной ткани. Рубашка носится преимущественно поверх штанов «под пояс». Девичий костюм. Блузка со сплошным вышитым рукавом. Вырез горловины обшит плетеной сеточкой из разноцветных нитей. Безрукавка — «сердак» обшита по полам тесьмой. Юбка из шерстяной ткани в цветочек. Тернопольская область. Ивано-Франковская область. Семидесятые годы XX в. Костюм девушки. Рубашка из фабричного полотна с типичными для Подолья цельнокройными рукавами. Округлость рукава присобрана. Рукава, пазуха и низ расшиты разноцветными узорами. Безрукавка и юбка составляют один ансамбль, они из тонкой фабричной шерсти традиционного для Подолья темного цвета. Юбка в складку с расшитым подолом. Безрукавка в талию, полы ее ярко расшиты. На ногах традиционные туфли — «лапти». Женский костюм. Блузка из фабричной ткани с цельнокройными рукавами. Вышивка на рукавах и пазухе однотонная (черная) или двухцветная (черный с красным). Широкая юбка из яркой ткани, преимущественно с рисунком (цветы, горошек). Подол юбки украшают, как правило, несколькими поперечными складками. Винницкая область. Хмельницкая область. 50-70 гг. XX в. Женский костюм. В Винницкой области вместо традиционной женской рубашки в современое время вошла в быт рубашка до талии с полихромной вышивкой цветочками на кокетке и рукавах, с обязательной цветком, вышитым на вырезе горловины. Широкая юбка из красочной ткани обшита по подолу зеленым плисом, фартук из ситца с оборкой — «шляркою» украшен цветными лентами. Мужской костюм. Белая хлопковая рубашка с кокеткой, от которой вдоль груди сделаны мелкие складки — «фальбаночки». На воротнике, пазухе и манжетах полихромная вышивка. Узкие брюки современного покроя. Черниговская область. Закарпатская область. 60-70 гг. XX в. Женский костюм. Блузка из хлопчатобумажной ткани, сшитая в талию с продольными складками — «зашивками». Фартук украшен вышивкой и кружевом. Украшения: красный бант и «плетёнка» в виде ажурной ленты, вышитой бисером. Девичий костюм. Рубашка — «косица»», безрукавка из яркой шелковой ткани, сшитая по традиции «с зубцами» на полах, фартук — «плат», украшенный кружевом и красной лентой. Традиционное шейное украшение «силянка» сделано из бисера. Ленинградский Дом моделей 70-е гг. XX в. Женские костюмы, в которых использованы элементы традиционной украинской одежды. Безрукавка обшита мехом, полы вышиты цветными нитками и тесьмой. Красно-зеленая плахтового рисунка юбка украшена кистями. Брючный ансамбль. Жакет, расшитый подольским узором. Удачное сочетание красного гаруса и черного фона делают костюм красивым и модным.
Серия сообщений «Народный костюм»: Часть 1 — НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 1 — УКРАИНА. ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ В ЖИВОПИСИ) Часть 2 — НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 2 — УКРАИНА. МУЖСКОЙ КОСТЮМ В ЖИВОПИСИ) Часть 3 — НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 3 — УКРАИНА. НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ ПО ОБЛАСТЯМ) Часть 4 — НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 4 — УКРАИНА. СВАДЕБНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ ПО ОБЛАСТЯМ) Часть 5 — НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 5 — ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УКРАИНСКОГО КОСТЮМА ЕЛЕНЫ КУЛЬЧИЦКОЙ.) … Часть 22 — НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 21 — ИТАЛИЯ. НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РЕГИОНА САРДИНИЯ.) Часть 23 — НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 22 — ИТАЛИЯ. НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РЕГИОНА САРДИНИЯ. Часть II) Часть 24 — НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 23 — РУМЫНИЯ. НАРОДНЫЙ КОСТЮМ ЖИТЕЛЕЙ БАЛКАН В АКВАРЕЛЯХ КАРОЛЯ ДЕ САТМАРИ)
Рубрики: | Гардероб |
Метки: народный костюм украина
Процитировано 93 раз Понравилось: 20 пользователям
Нравится Поделиться
Нравится
- 20 Запись понравилась
- Процитировали
- Добавить в цитатник
Понравилось20
Головные уборы
Фото украинского женского народного костюма представлено выше. Но по нему сложно составить представление о том, что носили жители Украины на голове. Костюм незамужней девушки дополнял ободок. Чаще всего его делали из лент. Завязывали этот головной убор так, чтобы макушка оставалась непокрытой. А вот замужние женщины носили очепок. Эта шапочка имела твердый каркас. Форма головного убора зависела от области проживания женщины. Чаще всего очепок был трапециевидный или овальный. Такой головной убор декорировали бусинами или драгоценными камнями. Бедные женщины украшали свою шапочку с помощью вышивки гладью. Но кроме повседневных головных уборов, были еще и праздничные платки. Ими женщины повязывались тогда, когда шли в гости, в церковь или же на праздничное гуляние. Цвет платка должен был быть ярким. Нередко этот головной убор расшивали золотом.
А что же носили на голове мужчины? Свои лысые головы они украшали шапками. Естественно, головные уборы они носили только в холодную погоду. Шапки чаще всего делали из овечьей шерсти, но существовали кожаные и тканые разновидности.
Обувь
Описание украинского народного костюма было бы неполным, если не рассказать о том, во что же обувались люди. Бедные крестьяне носили лапти. Так же, как и на Руси, даже такая примитивная обувь была в дефиците. Но в отличие от русичей, украинцы делали лапти необычным способом. Они продевали через петли лозы веревку, а затем затягивали ее на ноге. Лапти изготавливали не только из лозы, но и из кожи. В отличие от аналогичной обуви своих ближайших соседей, украинцы делали лапти практически без боковин. В некоторых семьях обувь изготавливали из сыромятной кожи. Причем материал никак не сшивался. Форму коже придавали непосредственно на ноге. Фиксировали такое подобие ботинок с помощью бечевки. Те крестьяне и казаки, у которых не было больших финансовых проблем, могли позволить себе сшитую из кожи обувь. Изначально вместо каблуков у таких ботинок была подкова. Но впоследствии сапоги приобрели современный вид. Чаще всего обувь была красного цвета. Она выглядела ярко и хорошо сочеталась с красным декором народного костюма. На ноге сапоги фиксировались с помощью тесемок. А более поздние модели стали производить с металлическими пряжками, которые часто изготавливали из благородных металлов. На верхний край сапога наносился узор, который или выжигали, или прорезали.