Пуговицы: история возникновения, виды, применение. Золотая пуговица. Детали одежды

Семантический анализ происхождения названия пуговиц

image Русское название имеет один корень со словами «пугало», «пугач», «пугать». Словарь Даля повествует, что в диалектах долгое время существовало наименование «пугалка». Это называние принадлежало особому аксессуару-колокольчику. Он прикреплялся к воротнику либо вешался на цепь. С санскрита «пуга» – «кнут», «вица» – «розга», «хлыст». При соединении обоих корней, получается – “пугохлыст” или “кнутовица”.

По-английски «пуговица» зовётся “button”, то есть – бутончик распускающегося цветка. Следовательно, в странах Европы эти элементы больше играли не прикрепляющую функцию, а роль украшения, декора.

В романской интерпретации, были созвучные слова: «батон», «ботао», что означает «пронзать» и «протискивать».

«Пуговица» по-арабски – омоним розы. Звучание этого слова: «зарра».

С древнего персидского языка это переводится как «золото». Предположительно, в древности пуговицы в той местности изготавливали внешне похожими на солнце. Вот поэтому отливали их только из драгметаллов.

Застежки в мужских и женских костюмах

Примечательно, что пуговицы долгое время были привилегией мужчин. Причем на их одеяниях эта маленькая деталь встречалась только с лицевой стороны справа. Дело в том, что мужчины одевались сами и застегивать спереди было удобнее.

Женщинам же помогали наряжаться служанки. Встречались платья, у которых были и корсет, и даже юбка на пуговицах. Можно представить, что процедура одевания могла затянуться надолго. Чтобы служанки все это время не крутились перед глазами хозяйки, все застежки на платьях размещались сзади. Причем пришиты они были с левой стороны. Это объяснялось тем, что прислуге так было удобнее застегивать, а значит, хозяйку можно было одеть быстрее.

Позже девушки стали одеваться сами, но, что удивительно, различия в расположении застежек сохранились и по сей день. Обратите внимание, что пуговицы на мужских рубашках находятся справа, а на женских – слева.

Виды пуговок

У пуговиц история чрезвычайно насыщена событиями. Эта швейная фурнитура сегодня представлена во всех возможных расцветках и конфигурациях. Среди наиболее распространенных – плоская и круглая вариация изделия. Однако, встречаются выпуклые и вогнутые, плоские и объёмные, в виде животных, цветов, детских игрушек.

Пуговицы бывают в форме:

шара; овала; цилиндра; треугольника; квадрата.

Каждая из них придаёт швейным изделиям особый стиль. Вот почему кутюрье, портные, швеи и любительницы рукоделия вдумчиво подбирают данные детали. Аксессуары обязаны подходить к фактуре, рисунку и расцветке ткани и к фасону одежды. Популярны данные элементы с парой либо двумя парами отверстий.

Перламутровые пуговки являются отличительной особенностью сорочек «Ван Лаак» для мужчин. У застежек имеется по одному сквозному отверстию. Они схожи со сплющеными бусинами.

У крепежа для джинсовых тканей имеется твердая ножка-гвоздь и плавающая шляпка. К джинсам её не пришивают, а вставляют в них.

Существует канадка с парой продольных отверстий, она прикрепляется к одежде тесьмой или лентой.

Массивные изделия прикрепляют к толстым и тёплым материалам. Изящные и миниатюрные, изготовленные, к примеру, из перламутра идеальны для воздушных тканей.

Инновационные идеи

В 16 веке венецианские мастера начали изготавливать пуговицы по новейшей технологии. Смысл заключался в том, что раскаленную стеклянную форму быстро опускали в ледяную воду и вынимали. Из-за перепада температур на изделии образовывались многочисленные трещинки. Их снова заполняли стеклом, и в результате преломления света пуговка переливалась яркими красками, словно драгоценный камень. Это была настоящая революция!

Спустя век флорентийские умельцы придумали мозаичное оформление для пуговицы. История до этого еще не видела такого прорыва в дизайне застежек. Мастера на серебряном или золотом каркасе выкладывали крошечные кусочки стекла или камня в хаотичном порядке, но получалось очень красиво. Позже под стеклянный верх застежки стали подкладывать разноцветную фольгу. А уже в 18 веке в моду вошли эмалевые пуговицы с миниатюрами, скопированными с работ художников Ватто и Буше. Именно с этого времени искусство оформления маленькой детали одежды достигло своего расцвета.

Предназначение изделия

Данный предмет менялся в течении многих веков. Пуговицы различают по предназначению.

Функции, ради которых стоит купить пуговицы:

1. Утилитарная – застежка, прикрепляющая части одежды.

2. Информирующая – помогающая определить звание, должность или социальное положение.

3. Декор – пришивается как украшение.

Исторические видоизменения застёжек

Первобытные племена связывали свободные полы накинутых на плечи шкур либо вдевали их одну в другую. Потом пользовались поясами, шнуровкой, костными или каменными иглами, длинными растительными колючками и иными материалами.

Египтяне изобрели пряжки. Одни из первых находок относятся к 2800-м годам до н.э.

Примерно за две тысячи лет до нашей эры, древние люди начали делать из металла или глины небольшие шары с дырочками. Данные изделия были сделаны так тщательно, что их возможно прикреплять с помощью ниток.

Изделия из ракушек сочетали в себе основные функции пуговиц и декоративные, то есть украшения. Прочность и природная красота делают панцири моллюсков актуальным материалом для изделий и на сегодня. Каменные изделия, которые относятся к 1500-м годам до нашей эры, причисляются археологами к функциональным. Ими пользовались чтобы застегиваться, а не просто так, для декорации.

Одним из наиболее доступных материалов было дерево. Археологи могут лишь предполагать, что древесные изделия были популярны, но истлевали, так и не сохранившись до наших дней.

Интересные идеи, различные технологии

В шестнадцатом столетии, умельцы из Венеции делали изумительные пуговки новым методом. Раскаленная стеклянная форма молниеносно опускалась в очень холодную воду и в сей же момент вынималась. В связи с температурными перепадами, появлялись паутинки мельчайших трещинок. Их заполняли горячей стеклянной массой. Результат – уникальное изделие, играющее светом и цветом, как дорогие каменья. Спустя столетие, флорентийские мастера разработали мозаичный дизайн для пуговиц. Данное дизайнерское оформление было уникально по красоте и филигранности исполнения. Умельцы, на каркасе из серебра либо золота, раскладывали микроскопические стеклянные и каменные обломки в произвольном расположении. Выходило чрезвычайно живописно. Со временем, под стекло стали класть цветные куски фольги. Естественно, цены на пуговицы устанавливались немалые.

В восемнадцатом столетии были модными эмалевые изделия с миниатюрами, которые были копиями полотен известных живописцев. Эти времена стали периодом расцвета дизайнерского искусства оформления данных вещиц.

Пуговка – “визитка”

В допетровской России по застежкам можно было многое узнать о человеке. Число пуговиц, форма, и отображённые знаки повествовали о должности, степени могущества и власти, знатности. Количество пуговиц строго соблюдалось. К шубам пришивалось восемь, одиннадцать, или от тринадцати до шестнадцати застёжек, на кафтаны – три, восемь, от десяти до тринадцати или девятнадцать. Наибольшее количество пуговиц было на тегиляе, стёганом одеянии, предназначенном для ратников.

Немаловажен был и материал. Так, на одеяниях Иоанна Грозного сверкали златые пуговицы. Один из царских кафтанов был расшит почти полусотней драгоценных застёжек. Другое одеяние застёгивалось семью десятками золотых вещиц.

Воинские звания также обозначались особыми пуговицами. Офицерам полагались застёжки из серебра либо золота, солдатам – из бронзы, меди, олова либо латуни. Гвардейцы и генералы обладали пуговицами, украшенными гербами с двуглавым орлом. Царские полки – с коронами. С течением времени, данная швейная фурнитура продолжала подсказывать, к какому сословию принадлежит их обладатель: военные, чиновники, ученые мужи. Многие эмблемы используют в наши дни. Это, к примеру, золотые пуговицы, блистающие якорями на морских бушлатах, а ещё – ветви дуба на форме лесничих.

Исторические сведения

Невероятное количество пуговиц было на платье, принадлежавшем французскому императору Франциску – больше 13,5 тысяч!

Обязательными на манжетах мужских сорочек являются небольшие пуговки. Их специально стали пришивать, чтобы солдаты не вытирали лица рукавами. Совсем непрочными были алюминиевые пуговицы наполеоновского войска, рассыпавшиеся при крепких морозах.

В Англии когда-то существовала девичья традиция нанизывать на нить наиболее прекрасные пуговички. Как только фурнитура оптом накопится в количестве 999 штук, девица обретёт супруга. Конечно, так могут рассуждать лишь наивные девчушки. Супругов посылает Господь, независимо от числа пуговиц или прочей дребедени.

Имени изобретателя пуговиц никто не помнит. Но, несомненно, он совершил большое дело.

Функции застежек

Этот элемент одежды видоизменялся на протяжении всей истории. И в результате сложилось так, что пуговки различаются по назначению. Какие же функции они могут выполнять?

1. Утилитарную. То есть это первоначальная роль застежки, скрепление деталей одежды.

2. Информационную. По пуговице можно определить должность или статус.

3. Магическую. Из пуговок делали всевозможные талисманы и обереги.

4. Декоративную. Иногда застежки пришивают в качестве украшения.

Рассмотрим подробнее, какова история возникновения пуговицы и какие видоизменения она претерпевала со временем.

Ссылки[ | ]

В родственных проектах

  • Значения в Викисловаре
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Исторический экскурс изобретения пуговицы
  • Подробная история изобретения пуговицы и её модернизации
  • Торговля пуговицами в СССР.
Словари и энциклопедии
  • Большая каталанская
  • Брокгауза и Ефрона
  • В. Даля
  • Britannica (онлайн)
Нормативный контроль
  • BNF: 119693859
  • GND: 4246280-0
  • LCCN: sh85018399
  • NDL: 00560905

Одежная фурнитура

Пуговицы, используемые во время изготовления одежды, могут быть классифицированы так. 1. По назначению — пальтовые, костюмные, платьевые, брючные, бельевые, форменные и детские. 2. По размеру, т. е. диаметру пуговиц, в мм. 3. По материалу пуговицы делятся на галалитовые, акрилатовые, целлулоидные, железные, стеклянные, роговые, костяные, перламутровые, древесные, пресспорошковые и др. 4. По своему виду пуговицы делятся: а) по форме — круглые, овальные, продолговатые, шарообразные, полушарообразные, вогнутые и т. д.; б) по характеру лицевой поверхности — рельефные и гладкие и в) по окраске — черные, белые, разноцветные, пестрые, под черепаху, под рубин, под янтарь и т. п. 5. По способу прикрепления к одежде пуговицы могут быть с 2-мя или четырьмя дырочками, располагающимися в самом центре пуговицы, и глухие, с точечным или проволочным ушком снизу пуговицы. Пальтовые пуговицы выпускают размером (диаметром) 26 мм и больше, костюмные (для мужских пиджаков, толстовок, курток, женских жакетов и т. д.) — 20—25 мм, платьевые (для женского и детского платья) — 12 мм и больше, брючные — 14—17 мм, бельевые (для мужского, женского, детского и постельного белья) — 10—19 мм, форменные — 14, 18, 22 и 24 мм. Пуговицы, предназначающиеся для одежды для мужчин, должны различаться обычностью формы и отделки. Они в большинстве случаев круглые, плоские, с меньшим углублением или выпуклостью с лицевой стороны. Пуговицы для одежды для женщин (пальтовые, жакетные и платьевые) вырабатывают очень разной формы и отделки: плоские (круглые, овальные, трех- и прямоуголные, с разной отделкой лицевой стороны — гладкой, выпуклой или с объемным рисунком), шарообразные, цилиндрические и др. Важные характеристики пуговиц определяются в основном характеристиками материалов, из которых они вырабатываются. В зависимости от материала пуговицы могут вырабатываться механическим способом (резанием), штампованием, прессованием с дальнейшей отделкой.

При обработке механическим путем режут кружки (заготовки) необходимого диаметра, которые после обтачивают, фрезеруют и декорируют.

При штамповании заготовки вырубают из материала листового типа с одновременной штамповкой необходимого рисунка с лицевой стороны. Из пресспорошков пуговицы делают прессованием.

Для этого порошок соответствующего пластика сыпят в обогреваемую пресс-форму, где под действием большой температуры и давления он расплавляется, а после охлаждения твердеет, принимая форму пресс-формы. При неисправности пуговиц из пресспорошка, четко видна их зернистая структура. Ниже приводится характеристика главных видов пуговиц

, используемых во время изготовления одежды (табл. VI-8). Характеристика главных видов пуговиц, используемых во время изготовления одежды.

Примечания[ | ]

  1. Пуговица. Толковый словарь живого великорусского языка, том 3. Материал из Викитеки
  2. Наталья Нифантова . На все пуговицы // Наука и жизнь, № 8, август 2013
  3. ГОСТ 15470-70. Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения. Государственный стандарт союза ССР : издание официальное : введен 01.01.71. — Переизд. (март 1992 г.) с Изм. № 1, утв. в авг. 1979 г. (ИУС 10-79). — Москва : Изд-во стандартов, 1992. — 25 с.; 21 см.
  4. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Прогресс. — М., 1964–1973. — Т. 3. — С. 401—402.
  5. Hesse, Rayner W. & Hesse (Jr.), Rayner W. (2007). Jewelrymaking Through History: An Encyclopedia . Greenwood Publishing Group. 35. ISBN 0-313-33507-9.
  6. McNeil, Ian (1990). An encyclopaedia of the history of technology». Taylor & Francis. 852. ISBN 0-415-01306-2.
  7. «The World’s First Temple», by Sandra Scham: in «Archaeology», November—December 2008. — PP. 23—27
  8. Lynn White: «The Act of Invention: Causes, Contexts, Continuities and Consequences», Technology and Culture , Vol. 3, No. 4 (Autumn, 1962), pp. 486—500 (497f. & 500)

Интересные факты

  • Самый богатый пуговицами костюм был у французского короля Франциска. К нему было пришито более 13,5 тысячи штук.
  • Обязательным атрибутом манжеты мужской рубашки стала маленькая пуговица. Ее пришивали, чтобы солдатам было неудобно вытираться рукавом.
  • Самыми ненадежными оказались пуговицы на мундирах наполеоновской армии. Они были из алюминия и просто рассыпались на сильном морозе.
  • Людовик XIV за всю свою жизнь потратил на застежки более шести миллионов долларов. Так сильно он их любил.
  • В Англии долго существовала традиция собирать на леску или нитку самые красивые пуговки. Когда их будет 999, девушка найдет свою вторую половину.

Литература[ | ]

Русская

  • Лермантов В. В. Пуговицы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Пуговицы // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства / под ред. А. И. Ревина. — М.: Советская энциклопедия, 1960. — Т. 2. — С. 505—506. — 770 с.
  • Пуговицы // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1959. — Т. VII. — Стб. 441—449

Зарубежная

  • Bunch, Bryan. The History of Science and Technology (неопр.). — Boston, MA: Houghton Mifflin (англ.)русск., 2004. — С. 784. — ISBN 978-0-618-22123-3.
  • Edwards, Nina (2012). On the Button: The Significance of an Ordinary Item (англ.). — London, UK: I. B. Tauris, 2012. — ISBN 978-1-84885-584-7.
  • Kohler, Carl. A History of Costume (неопр.). — USA: Dover, 1963. — С. 464. — ISBN 978-0-486-21030-8.
  • Luscomb, Sally C. The Collector’s Encyclopedia of Buttons (неопр.). — 5th. — Atglen, PA: Schiffer, 2003. — ISBN 0-7643-1815-2.
  • Osborne, Peggy A. Button, button : identification and price guide (итал.). — Atglen, PA: Schiffer, 1997. — С. 167. — ISBN 0-7643-0082-2.
  • Peacock, Primrose. Discovering old buttons (неопр.). — Aylesbury, UK: Shire Publications (англ.)русск., 1978. — С. 76. — (Discovering series ; no. 213). — ISBN 0-85263-445-5.
  • Wisniewski, Debra J. Antique & collectible buttons : identification & values (фр.). — Paducah, KY: Collector Books, 1997. — С. 168. — ISBN 0-89145-711-9.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации